Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Медуза» снова пишет про ИГ «террористическая организация, запрещена в России». Как так?

1. Что случилось?

Внимание! 1 сентября 2016 года редакция «Медузы» решила больше не сопровождать упоминание группировки «Исламское государство» обязательным примечанием о том, что эта организация признана террористической и запрещена на территории России. Это было абсолютно законно, что и объяснялось в материале. Однако 28 июня 2021-го ситуация изменилась: президент подписал поправки в закон о СМИ и КоАП, обязывающие (под угрозой штрафа) при упоминании террористических организаций из списка ФСБ указывать, что они запрещены либо ликвидированы. Так же, как и в отношении экстремистских организаций. Мы добавили к исходному тексту плашки с уточнениями и изменили первоначальный заголовок карточек.

Редакция «Медузы» решила больше не сопровождать упоминание группировки «Исламское государство» обязательным примечанием о том, что эта организация признана террористической и запрещена на территории России.

2. Но ведь все так делают!

Да, действительно, едва ли не все российские СМИ, упоминая ИГ, в скобках помещают уже давно знакомое всем читателям примечание.

3. Кстати, зачем все так делают? Есть какой-то закон?

И да, и нет. В законе о СМИ есть статья 4, которая запрещает упоминать экстремистские организации без указания на то, что эта организация ликвидирована или запрещена. Но дело в том, что экстремистская организация — это четкое понятие, описанное в законодательстве. Министерство юстиции ведет специальный список таких объединений, и «Исламского государства» в этом списке нет.

Теперь в 4-й статье закона о СМИ появилось упоминание и террористических организаций.

4. Как нет?!

Вот так. «Исламское государство» — террористическая организация. Для них есть отдельный список, который ведет ФСБ. И закон о СМИ не требует сопровождать упоминание таких организаций специальными примечаниями.

Требует — с июля 2021 года, когда закон вступит в силу.

5. Так почему тогда все повторяют, что ИГ — террористы и запрещены?

Потому что все, видимо, ориентируются на мнение главы Роскомнадзора Александра Жарова, который, кажется, не очень хорошо разбирается в ключевых для его ведомства законах.

В феврале 2016 года «Медуза» обратилась к руководителю пресс-службы ведомства Вадиму Ампелонскому и попросила разъяснить, надо ли сопровождать упоминание «Исламского государства» примечанием, раз законодательство этого не требует. Ампелонский ответил, что этот вопрос сотрудники Роскомнадзора «уже 20 раз разжевали», и прислал ссылку на интервью Александра Жарова «Газете.ру» от 29 декабря 2015 года. В этом интервью Жаров подтверждает, что российские СМИ обязаны указывать, что ИГ — запрещенная законом террористическая организация. Вот цитата: «Есть действующая норма законодательства: согласно 4-й статье закона о СМИ, упоминания общественных объединений, религиозных организаций, признанных экстремистскими, должны сопровождаться соответствующей информацией в статье». При этом Жаров явно путает два списка — экстремистских и террористических организаций.

6. Может быть, Жаров оговорился?

Нет. В феврале 2016 года Жаров несколько раз повторял, что законодательство запрещает упоминать «Исламское государство» без примечания. Например, на встрече со студентами факультета журналистики МГУ и в публикации «Российской газеты».

7. Если СМИ напишет «Исламское государство» без всяких примечаний, Роскомнадзор его накажет?

Да. С июля 2021 года изданию грозит и предупреждение от Роскомнадзора, и административный штраф.

Нет. Позиция Роскомнадзора по этому вопросу отличается от позиции главы ведомства Александра Жарова. 12 августа 2016 года Роскомнадзор ответил на запрос читателя «Медузы», инженера-проектировщика из Тюмени Максима Лунегова, в котором он жаловался на издание «Вести.ру» — на своем сайте сотрудники писали об «Исламском государстве», но не упоминали, что организация признана террористической и запрещена. Роскомнадзор объяснил, что у ведомства нет поводов наказывать издание, потому что примечанием должно сопровождаться только упоминание экстремистских организаций, а «Исламского государства» нет в соответствующем списке Минюста.

Кроме того, на своем сайте Роскомнадзор приводит «Перечень запрещенной в СМИ информации», из которого также следует, что в ведомстве не считают обязательным сопровождать какими-либо примечаниями организации из списка террористических.

Роскомнадзор несколько раз выносил предупреждения СМИ за упоминания экстремистских организаций без примечания о запрете их деятельности на территории России — например, The New Times и «Псковской губернии». Но мы не нашли ни одного случая, когда издание предупреждали из-за неправильного упоминания «Исламского государства» — фактически единственная террористическая организация, которую российские СМИ сопровождают особым примечанием. Про «Аль-Каеду», «Талибан» и другие группировки и журналисты пишут без специальных примечаний — и никто их за это не преследует.

8. И что, «Медуза» теперь не будет писать в скобках «террористическая организация, запрещена в РФ»?

Теперь снова будет.

Не будет. Но мы будем писать так, чтобы было ясно: речь идет о террористической группировке, называющей себя «Исламское государство», а не о каком-то настоящем государстве.

9. И что все это меняет?

Ничего особенного. Но этот случай хорошо показывает, как в России работают законы — в частности, в области СМИ.

Все пять лет многие СМИ в России продолжали писать, что ИГ — террористическая группировка, хотя закон этого не требовал (очевидно, опасаясь санкций со стороны властей). Мы по-прежнему считаем, что история с этими уведомлениями никак не помогает государству бороться с терроризмом, зато ухудшает условия, в которых работают независимые СМИ.